Ольга, мама двоих детей, из Горловки.
Марина с детьми приехала из Донецка.
Есть ли свет в конце туннеля?
ЦЕНТР ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ ОТКРЫЛСЯ В БОМБОУБЕЖИЩЕ СЕВАСТОПОЛЯ. В бомбоубежище на площади Суворова под флагом Севастопольского Красного Креста работает центр помощи беженцам с украинского юго-востока. Неравнодушные севастопольцы приносят сюда предметы первой необходимости, детские игрушки, одежду, постельное белье и многое другое.
В период, получивший в народе название "Русская весна", здесь находился пункт приема помощи севастопольскому ополчению. Все самое необходимое отсюда распределялось на блокпосты: теплая одежда, фонари, продукты питания. Сегодня назрела очередная необходимость в бомбоубежище. В его прохладном (значительно ниже, чем на улице) воздухе - атмосфера едва уловимой, едва заметной тревоги. Женщины и дети, внимательно исследующие содержимое пакетов, - это люди, которые были вынуждены бросить практически все. Гуманитарная помощь от жителей Севастополя поможет им продержаться хотя бы первое время.
- Тетенька, можно я возьму это? - спрашивает малышка двух с небольшим лет у представительницы Красного Креста, заполняющей накладные. Ребенок выбрал яркую игрушку и не скрывает своего нетерпения. Мама девочки, Ольга из города Горловки, поясняет: "Мы так торопились, что брали с собой только самое нужное. Игрушками решили место не занимать". На руках у Ольги еще и 9-месячный малыш. Когда семья с двумя детьми подъезжала к украинско-российской границе, у младшего поднялась температура. Но это только придало решимости выехать за пределы родины, ставшей смертельно опасной. Ольга подошла с просьбой к людям, ожидающим очереди, к пограничникам на контрольно-пропускном пункте, и ее с больным ребенком согласились пропустить вперед.
- Очереди там - километровые. Люди сутками ждут, - поясняет женщина.
Они же прошли процедуру пропуска за несколько часов.
В Севастополе семью приняли "знакомые знакомых". Временным прибежищем стала дача со скромными удобствами: вода - по расписанию, туалет и душ - на улице. Но главное - тут не ходят мужчины в масках и не делают "пух-пух", как показывали дети, будучи еще дома. Оставить все нажитое заставил страх.
- Мы не знаем, что будет дальше, - говорит Ольга. - Есть ощущение, что обратной дороги нет...
С "синим" паспортом в руках переступает порог бомбо-убежища Марина из Донецка. За материнскую юбку крепко держится восьмилетний сын. В летней коляске хнычет и "просится на волю" второй, полуторагодовалый ребенок.
- Мы решили уехать из Донецка после того, как самолеты ВВС Украины бомбили аэропорт. Было очень страшно, - рассказывает Марина.
По словам женщины, и сейчас, когда она разговаривает по телефону с родственниками, оставшимися в Донецке, она слышит пальбу. Не все члены ее семьи успели выехать. В родном некогда городе остались мама, сестра с маленькими детьми. И хотя Марина, как и Ольга, тоже не имеет представления, что будет делать дальше, возвращаться на Украину она не хочет:
- А как вы прикажете жить с людьми, которые стреляли в нас? - задает вопрос Марина, на который трудно найти ответ. Единственное, на что может рассчитывать семья в ближайшем будущем, так это на собственные силы и на помощь людей, для которых, к счастью, национальность не имеет решающего значения.
Центр помощи Севастопольского Красного Креста, расположенный в бомбоубежище на площади Суворова, работает всего несколько дней, но севастопольцы уже достаточно хорошо осведомлены о нем. Пенсионерка Е.Л. Лосева узнала этот адрес от знакомой. Женщины постоянно созваниваются и обмениваются новостями, делятся переживаниями.
- Я проанализировала свои возможности, - говорит Елена Леонидовна, - и решила поделиться тем, что у меня есть. Принесла постельное белье, халатик. Думаю принести еще кухонную посуду и бытовую химию.
- Что вами движет?
В ответ на этот неловкий вопрос Елена Леонидовна только разводит руками:
- Так у людей же ничего нет!
Едва Е.Л. Лосева покинула пункт приема, как ее место заняла Светлана Касьяновна, жительница улицы Колобова. Она сама позвонила в Севастопольский Красный Крест и спросила: "Что надо?"
- 11 мая 1944 года я, будучи тогда еще ребенком, вернулась в Севастополь из эвакуации. Мое поколение на личном опыте знает, что такое горе, - говорит ветеран войны и труда. - Только тогда нас фашисты хотели уничтожить, а тут - соотечественники! Вот в чем ужас. Ну да мы не бросим людей в беде.
Светлана Касьяновна передает сотруднице Красного Креста вещи и деньги.
Акты приема и передачи гуманитарной помощи фиксируются согласно установленному порядку при предъявлении документов. Зинаида Николаевна Пасемчук, представительница Севастопольского отделения Международного Красного Креста, ведет учет выдачи и поступления материальных и денежных средств от населения города. По ее словам, сначала гуманитарную помощь жители Севастополя приносили по адресу: ул. Гоголя, 34, в офис организации. Но вскоре стало очевидно, что объемы помощи значительно превышают возможности маленького помещения. Руководство ГУ МЧС России по Севастополю пошло навстречу и предоставило под склад бомбоубежище.
На момент присутствия в нем корреспондентов газеты большинство вещей так и находилось в пакетах и полиэтиленовых мешках. Гуманитарную помощь надо рассортировать, для чего дополнительно требуются "руки". Здесь мы познакомились с Людмилой, которая пришла и сама себя предложила в добровольные помощницы.
- Пока то, что вы видите, лежит прямо на полу, - сказала Людмила во время беседы. - Людям неудобно находить нужные вещи, кроме того, получается беспорядок. Было бы неплохо, если бы нашлись какие-то стеллажи. Их бы потом вернули. Или же можно сколотить в виде полок доски, - размышляет женщина.
По наблюдениям сотрудниц Красного Креста, спросом в первую очередь пользуются детские вещи (игрушки, обувь, коляски, книжки), бытовая химия, лекарства. О еде люди беспокоятся чуть меньше, но, как говорится, на сытый желудок жить веселее. Двери бомбоубежища открыты ежедневно с 9 до 18 часов.
На снимке: Складом для гуманитарной помощи стало бомбоубежище на площади Суворова.
Фото В. Докина.